Памятка для педагогов

В рамках "Методической гостиной" была разработана памятка для педагогов дополнительного образования, "Использование игровых технологий", содержащая следующие разделы:

Алгоритм подготовки к проведению дидактической игры

¨ Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний. Развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.
¨ Установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения.
¨ Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
¨ Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально).
¨ Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.
¨ Подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой.
¨ Подготовка к игре обучающихся.

Факторы, которые необходимо учесть при
подборе занятия - игры

¨ Сколько будет участников?
¨ Какими умениями и навыками обладают они?
¨ Какую цель должна преследовать игра? (Развить определенное знание, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряженной умственной  работы, выдвинуть для решения какую-то проблему.)
¨ Какое оборудование потребуется для игры и как его подготовить?
¨ Как отметить победителей в игре?




Требования к организации и проведению
 дидактических игр

¨ целесообразность дидактической игры, ее эффективность в данных условиях;
¨ оптимальное сочетание дидактических игр с другими средствами (например, задачи на рефлексию, а также определение уровня знаний и умений);
¨ учет не только особенностей изучаемого материала, но и специфики коллектива обучаемых: уровень подготовленности (игра должна быть посильной, не легкой, но и не очень сложной), психологических особенностей всего коллектива и каждого его члена (при распределении ролей);
¨ однозначность и простота;
¨ направленность на решение некоторой дидактической цели;
¨ продуманность системы оценивания за участие и результат игры;
¨ динамичность, эмоциональная привлекательность;
¨ обсуждение хода игры и ее итогов;
¨ проведение диагностики достижения дидактической цели.

Структура организации игры

1.Выбор игры.
2. Подготовка игры.
а) предварительная подготовка обучающихся к игре.
б) подготовка непосредственно перед игрой.
3. Введение в игру.
а) предложение игры детям.
б) объяснение правил игры.
в) выбор участников игры.
4. Ход игры.
а) начало игры;
б) развитие игрового действия.
5. Подведение итогов
6. Анализ игры.

Примеры дидактических игр

Игра “Узнай на ощупь”.
Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет. Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться. Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани. Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт. Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.

Игра «Заколдованный лес»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.
Оборудование: карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка).
Ход игры
Педагог раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».
Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы.
Примечание. Для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Рефлексия как этап современного занятия

Открытое занятие "Волшебный лоскуток"