педагогам
30. 03. 2018г. на базе ЦДиМ был проведён семинар-практикум
«Тандем: педагог и родители учащихся в
реализации воспитательного потенциала дополнительного образования». Я изложила теоретический материал по данной теме
Педагоги проходят психогеометрический тест "Человечек" |
Организация работы с
родителями. Основные направления в работе. Функционирование деятельности и
основные этапы.
В
Республике Беларусь семейная политика признается одним из приоритетных
направлений социальной политики.
Сегодня
в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического
плана, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от
решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея
в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития
ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как
правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных
межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом»
становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу»
ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту
негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
Учреждение
дополнительного образования является одним из важнейших социальных институтов,
обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей
и социума.
К основным
направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера
жизни;
-
дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
- поддержка физического
здоровья учащихся;
- поддержка одаренных
детей;
- социальная поддержка
и профилактика безнадзорности.
Залогом
успеха является объединение усилий родительской и педагогической общественности
на всех уровнях. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может
быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им
лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь
взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их
способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении
негативных поступков и проявлений в поведении.
Практика
показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и
испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги, пытаясь
совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют
содержание и формы педагогического просвещения. Педагогам важно установить
партнерские отношения с семьей каждого учащегося, создать атмосферу
взаимоподдержки и общности интересов.
В
создании союза родителей и педагогов центра детей и молодежи важнейшая роль
принадлежит педагогам дополнительного образования. Не все родители откликаются
на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению
усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и
целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающие авторитаризм и
морализм.
К основным функциям
взаимодействия учреждения и родителей относятся:
•
воспитательно-развивающая;
•
формирующая;
•
охранно-оздоровительная;
•
контролирующая;
• бытовая.
Этапы организации работы
с родителями:
1 этап –
ежегодно в начале учебного года проводится изучение родительского контингента и
анализируется его состав; проводится анкетирование родителей.
2
этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении
и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
-
трудности в адаптации;
-
агрессивность;
-
страхи;
-
проблемы общения со сверстниками;
- не усвоение программы
и другие.
Составляется социальный
паспорт объединения по интересам, отдела.
3 этап –
анализ полученных данных и составление базы данных для планирования
взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Классические
формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в
установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального
настроя и обстановки совместного родительского творчества.
Прежде
чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого.
Родителям
жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по
организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в
образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.
Можно
выделить три группы родителей:
Первая группа:
родители – помощники в работе с детьми.
Они добросовестны,
активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа:
родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если
будут знать, что и как надо делать.
Третья группа:
родители, не понимающие или не желающие понимать стремления педагогов
организовать совместную деятельность, безразличные или недоброжелательно
относящиеся к такой деятельности.
Достичь успеха в работе
с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить
родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты.
Наши результаты |
Дерево ожиданий |
Комментарии
Отправить комментарий